С 7 по 10 декабря в Москве состоялся Urban.Tech Challenge – крупнейший хакатон с призовым фондом 2 000 000 рублей. Организаторами выступили компания Deworkacy и Правительство Москвы. Партнёрами мероприятия стали представители крупного бизнеса и сразу три департамента Правительства Москвы. «Ашан», «ПИК», «Леруа Мерлен», «Национальный расчетный депозитарий», «ЭФКО», «Ростелеком», Департамент Торговли и Услуг, Департамент предпринимательства и инновационного развития, Департамент городского имущества – такое участие бизнес-сообщества и власти обусловлено усилившейся необходимостью решать вопросы с помощью геоинформационных технологий.

 

Команда Datamap, представляющая на конкурсе МИИГАиК, выбрала своей задачей социально-значимую проблему, очерченную в номинации от Департамента торговли и услуг города Москвы. В целях борьбы с нарушениями правил торговли алкогольной продукцией, департаменту была необходима интерактивная карта с обозначением «зоны запрета».

Предлагаемый законом механизм определения территорий, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции, предусматривает создание картографических схем, обозначающих зоны запрета продажи алкоголя относительно каждого входа в каждую, расположенную на территории города Москвы образовательную, медицинскую (включая осуществляющую такую деятельность в качестве дополнительной) организацию, спортивный и военный объект, вокзал и аэропорт, источник повышенной опасности или их огороженную территорию (при наличии). Эти схемы должны использоваться Департаментом торговли и услуг города Москвы при лицензировании и лицензионном контроле и являться основанием для отказа в выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и привлечения находящихся в местах, определенных схемой, хозяйствующих субъектов к административной ответственности.

По предварительной оценке, количество только московских социальных объектов насчитывает более 6500, и оно постоянно меняется – каждое такое изменение подлежит незамедлительному отражению в схеме. Схемы, согласно требованиям московского законодательства, определяются исходя из пешеходной доступности объектов, когда измерение недопустимого расстояния производится по возможным проходам для пешеходов.

В рамках решения задачи команда лаборатории провела основательную работу по сбору и обработке геоданных, собрав около 30 наборов геоданных из открытых источников; «оцифровала» пешеходные маршруты всего Восточного округа города Москвы. На основе этих данных был разработан алгоритм (на языке программирования Python), указывающий территории, где запрещена продажа алкогольной продукции, исходя из расстояния, измеренного по пешеходным дорогам.

Работа лаборатории геоданных DataMap была высоко оценена профессиональным жюри – команда DataMap была названа лучшей в номинации Департамента торговли и услуг и, таким образом, вышла в финал конкурса.

Решение, разработанное лабораторией, будет рекомендовано к применению в сфере лицензирования алкогольной продукции города Москвы. Тем не менее, команда DataMap не останавливается и планирует продолжить работу над данным сервисом, чтобы он стал доступен не только для территории Москвы, но и для других городов России.